Турбинные масла: нормы, требования, классификации.

Турбинные масла разрабатываются в строгом соответствии со всеми нормативами и требованиями современных паровых турбин, газовых турбоагрегатов, гидротурбинных систем и оборудования турбокомпрессорного типа. Они играют важную роль в системе смазки и охлаждения подшипников турбинного оборудования, циркуляционных систем и систем гидравлики промышленного оборудования, работающего в самых сложных условиях.

Требования к турбинным маслам определяются собственно турбинами и специфическими условиями их эксплуатации. Масло в системах смазки и управления паровых и газовых турбин должно выполнять следующие функции:

• гидродинамической смазки всех подшипников и коробок передач;

• рассеивания тепла;

• функциональной жидкости для контуров управления и безопасности;

• предупреждения возникновения трения и износа ножек зубьев в коробках передач турбин при ударных ритмах работы турбин.

Наряду с этими механико-динамическими требованиями турбинные масла должны обладать следующими физико-химическими характеристиками:

• стойкостью к старению при длительной эксплуатации;

• гидролитической стабильностью (особенно если применяются присадки);

• антикоррозийными свойствами даже в присутствии воды/пара, конденсата;

• надежным водоотделением (паров и выделением конденсированной воды);

• быстрым деаэрированием — низким вспениванием;

• хорошей фильтруемостью и высокой степенью чистоты.

Только тщательно подобранные базовые масла, содержащие специальные присадки, могут удовлетворять этим строгим требованиям к смазочным материалам для паровых и газовых турбин.

Для газовых и паровых турбин обычно в качестве смазочных материалов применяются специальные парафиновые минеральные масла. Они служат для защиты подшипников вала турбины и генератора, а также коробки передач в соответствующих конструкциях. Эти масла также могут применяться в качестве гидравлической жидкости в системах управления и безопасности. В гидравлических системах, эксплуатируемых под давлением около 40 атм (если имеются раздельные контуры для смазочного масла и масла для регулирования, так называемые спиральные контурные системы) обычно применяются огнестойкие синтетические жидкости типа HDF-R . В 2001 г. был пересмотрен DIN 51 515 под названием «Смазочные и управляющие жидкости для турбин» (часть 1-L-TD официальный сервис, спецификации), а новые так называемые высокотемпературные турбинные масла описаны в DIN 1515, часть 2 (часть 2-L-TG смазочные материалы и управляющие жидкости для турбин — для высокотемпературных условий эксплуатации, спецификации). Следующий стандарт — ISO 6743, часть 5, семейство Т (турбины), классификация турбинных масел; последний вариант стандарта DIN 51 515, опубликованный в 2001/2004 гг., содержит классификацию турбинных масел, которая приведена в табл. 1.

Персонал гидроэлектростанций должен обращать особое внимание на использование водозагрязняющих веществ, таких как смазочные материалы. На ГЭС используются масла как с присадками, так и без них. Они применяются для смазки подшипников и коробок передач на главном и вспомогательном оборудовании, а также средств регулирования и управления. При выборе смазочных материалов следует учитывать специфические условия эксплуатации на гидростанциях. Масла должны обладать хорошими водовыделяющими и деаэрационными свойствами, низкой вспениваемостью, хорошими антикоррозионными свойствами, высокими противоизносными свойствами (FZG ступень нагрузки в коробках передач), хорошей стойкостью к старению и совместимостью со стандартными эластомерами. В связи с тем, что отсутствуют установленные стандарты на масла для гидротурбин, основные требования к ним совпадают со спецификациями на общие турбинные масла.

Вязкость масел для гидротурбин зависит от типа и конструкции турбины, а также от рабочей температуры, и может находиться в пределах от 46 до 460 мм2/с (при 40 °С). Для таких турбин применяют смазочные масла и масла для системы управления типа TD и LTD по DIN 51 515. В большинстве случаев одно и то же масло может применяться для смазки подшипников, коробок передач и систем управления. Обычно вязкость таких турбиных масел и масел для подшипников находится в пределах от 68 до 100 мм2/сек. При запуске турбин температура масел, используемых в системах управления, не должна опускаться ниже 5 °С, а температура масел для смазки подшипников не должна быть ниже 10 °С. Если оборудование находится в холодных окружающих условиях, настоятельно рекомендуется установка подогревателей масла. Масла для гидротурбин не испытывают сильных термических нагрузок, а их объемы в резервуарах довольно высоки. В связи с этим срок службы турбинных масел довольно велик. На гидроэлектростанциях интервалы отбора масел для анализа могут быть соответственно удлинены. Особенное внимание следует обращать на уплотнение контуров циркуляции турбинных смазочных масел для исключения попадания воды в систему.

В последние годы успешно применяются биологически разлагаемые турбинные масла на базе насыщенных сложных эфиров. По сравнению с минеральными маслами эти продукты легче поддаются биологическому разложению и относятся к более низкой категории загрязнителей воды. Кроме того, гидравлические масла типа HLP46 (с присадками, не содержащими цинка), быстро биологически разлагаемые жидкости типа HEES 46 и пластичные смазки NLGI класс 2 и 3 применяются на гидроэлектростанциях.

7 комментария

  • Eye Lashes11.05.2018

    It's in fact very difficult in this active life to listen news on Television, thus I just uuse world wide web for that reason, and take the latest news.

    ответить
  • Diego12.06.2018

    Thanks f᧐r finally writing about >Турбинные масла: применение и
    классификации. <Loved it!

    ответить
  • stone janah12.06.2018

    Hi there eᴠeryone, it's my fіrst viosit at tһis website, and paragraph іs
    genuinely fruitful designed fоr me, кeep up posting tһeѕe posts.

    ответить
  • Taddeus13.06.2018

    Ӏf sⲟme one wants to be updated with lɑtest technologies thеn he must ƅe go to seе his web
    site and be ᥙp to ɗate every ԁay.

    ответить
  • wainwright13.06.2018

    Woah! I'm гeally loving the template/theme oof tһіs website.
    It's simple, yet effective. Ꭺ llot օff times it'ѕ hаrⅾ
    to get tyat "perfect balance" betwеen usr friendliness and visual appeal.
    I must ѕay yoս'νe done a excellent job wіth this.

    Additionally, tһe blog loads very quick for me on Firefox.
    Excellent Blog!

    ответить
  • I’m not that much of a onlinhe reader t᧐ Ье honwst but yoսr
    sites гeally nice, keeⲣ it up! I'll gߋ ahead andd bookmark уour site to
    coome ƅack later on. Cheers

    ответить
  • Gplus29.06.2018

    I neeԀed to thank you for this fantastic read!! Ι certainly loved every bit of it.
    I've got you saved ɑs a favorite to look at neѡ stuff you post…

    ответить

Написать комментарий